Нада-йога или йога звука

Делюсь выдержками из моей выпускной работы для Федерации Йоги России. Не имею привычки "писать в стол". Возможно вы найдёте для себя что-то интересное.

Мы живём в окружении звуков, но обычно под этим словом понимаем тот звук, который улавливаем ухом, так называемые «слышимые звуки». Также мы знаем, что есть звуки, которые не воспринимаются человеком, но их слышат животные. Это связано с частотой колебания звука (см. рис. 3):

Рис. 3. Слышимые звуки

 Однако мало кто знает о 4 видах звука, которые присутствуют в нашей жизни и о том, как эти звуки влияют на наше сознание, на наше развитие и что работа со звуком является настоящей духовной практикой, именуемой нада-йога [3, c. 72].

Слово «нада» в переводе с санскрита означает «звук, цветение», поэтому направление нада-йоги можно перевести, как расцвет сознания с помощью звука и состоит она в последовательном и непрерывном осознании звука.

Осознание состоит из 4-х стадий, которые соответствуют четырём степеням его тотального проявления [14, c. 156]:

  1. Вайкхари – этот тон образован либо соударяющимися объектами, либо ударом по струне. Его ещё называют звуком нашего голоса, то есть он образуется, когда мы говорим. Это слышимый звук.
  2. Мадхьяма – это тон между слышимым и не слышимым звуком. Этот звук очень тонкий и похож на шёпот, который мы почти не слышим. Звук наших мыслей относят к этому звуку.
  3. Пашьянти – это звук, который не слышен, но виден. В переводе это слово означает «видимый, воображаемый». Это ещё звук наших желаний. Мы можем увидеть этот звук сквозь дремоту, он хранится в памяти нашего ума.
  4. Пара – неслышимый звук или слышимое молчание. Это может показаться первоначально невозможным и абсурдным, однако этот звук образуется в результате не просто молчания, а внутреннего молчания, воспринимаемое, как возможность звука. Он проявляется в состоянии глубокой медитации, после которой следует состояние самадхи. У этого звука нет вибрации или бесконечно длинной волны. И он является трансцендентным или потусторонним.

В древних ведических текстах Упанишадах говорится о том, что есть Ом, а есть звук Ом, который является проявлением пара. Звук Ом не является тем звуком, который люди произносят, он проявляется в более тонкой форме, являющейся бесформенностью.

Это то, о чём говорится в Библии: «Сначала было слово, и слово было Богом, а Бог был словом». То есть звук явился семенем творения мира, исходящего от единого источника – Бога. Во время звучания Ом, приходит джйотир – внутренний свет и начинается творение мира.

Пара не может быть воспринята посредством чувственных органов, но при этом является чистейшим качеством нашего сознания.

Более подробно о звуках говорится в одном из четырёх разделов Вед – Сама-веде, в которой описываются правила пения с точки зрения науки и в соответствии с правилами нада-йоги.

Так, в нада-йоге говорится о том, что настроение и звук находятся в прямой зависимости друг от друга и потому каждому времени суток должна соответствовать определённая мелодия.

В нада-йога - садхане учатся воспринимать звуки, как «соматическое ощущение гармонии». Когда звук мы уже не слышим, но ощущение, которое возникает при его восприятии, может быть описано как звук колокольчика или флейты.

В процессе медитации нада-йогин следует за звуком в свой глубинный центр, концентрируясь на бинду-чакре, сушумне или анахата-чакре. Это зависит от того, какой ещё практикой занимается человек, каким образом он строит свои взаимоотношения с Богом [15, c. 47].

Во время медитации практикующий начинает слышать в общем гуле различные звуки: щебетание птиц, звук колокольчика, шум моря, звук гитары и т.п. Звук необходимо выделить в более отчётливый. При этом будет слышно, как из этого звука следует другой звук, звучащий параллельно. Продолжая слушать первый звук, нада-йогин старается следовать за вторым. Постепенно первый звук стихнет, но появится третий и т.д. Практикуя это регулярно, йогин начинает слышать звуки более ясно.

В практике бхакти-йоги во время джапа-медитации акцент также идёт на звук, образуемый произнесением имён Бога. Постепенно развивая глубокое понимание воздействия мантры, человек начинает воспринимать его постепенно на уровне мадхья и пашьянти. Совершенствуясь в джапа-йоге, человек однажды переходит на уровень пара на самую глубокую форму сознания звука, хотя ему самому может казаться, что он произносит молитву слышимым тоном.

Особенно сильный эффект данная практика даёт, когда человек занимается ею рано утром или поздно вечером.

Таким образом, с помощью работы со звуком, его осознанием, можно общаться не только друг с другом, но и Творцом. Практикуя нада-йогу регулярно, человек сможет быстро достичь высоких результатов в своём духовном развитии, осознании себя и окружающего мира.

Мантра – творческая ментальная проекция через звук (Ман – ум, Тран – волна или проекция). Это формулы, способные изменить привычные схемы поведения ума, оказывают возвышающее действие и способствуют развитию осознанности, воздействуя определенным образом на подсознание, психику и чакры человека, благодаря вибрациям звука, являющегося энергией. Мантры не связаны с религией. Это наследие всего человечества. Они были даны нам через просветленных людей, как дар трансформации, настройки, которую может использовать любой человек. Это совершенный инструмент, несущий на себе печать Бесконечности.

«Наад» означает «гармония», или процесс гармонизации, позволяющий получить опыт «Аад», Бесконечности. «Наад» является звуковой основой всех существовавших и существующих языков. Это универсальный код, на основе которого строится язык, а значит и общение между людьми. Этой науке тысячи лет. Каждый, кому предстояло стать правителем, должен был овладеть этой наукой. Это учение было записано на золотой фольге для надежного сохранения в течение столетий.

Рис. 4. Наад-йога

Помимо нервных путей, соединяющих различные части мозга друг с другом, существует еще один путь коммуникации. Это жидкая среда (ликвор), омывающая все клетки мозга, которая способна передавать информацию через химические вещества-посредники (нейромедиаторы и нейрогормоны). Разные медиаторы и гормоны выделяются в эту среду клетками мозга и с ее помощью распространяются в ликворе или по всему телу. Высказывание на санскрите «наад намодам раса» относится как раз к этому процессу. «Наад» – коммуникация, «намодам» – «распространение, направление» и «раса» – «жизненные соки».

Изменяя химический состав ликвора, омывающего мозг, человек может изменить свой характер, энергетику, а значит и свою жизнь. Энергия, здоровье, сила – все они зависят от состава этой среды, а не от развитости мышц.

Язык играет главную роль в развитии национального характера, особенностей, присущих людям, населяющих тот или иной регион в мире. Разные языки имеют различные средства выражения, а они приводят к формированию разных типов личности. Есть мягкие, твердые, музыкальные, грубые или божественные языки.

В разных языках акцентируется использование разных областей ротовой полости, что и влияет на национальный характер. Основные звуки языка соотносятся с одним или несколькими первичными элементами (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Узнать к какому элементу относится тот или иной звук можно по ощущению энергии, возбуждаемой этим звуком. Например, в немецком языке много огня. Французский – это язык воды, а датский – воздуха. Гурмукхи, язык Гуру – это чистый эфир. Гурмукхи означает «из уст Гуру». Язык Панджаби – это не Гурмукхи. Панджаби, как язык имеет совсем другой алфавит. Этот язык существовал во времена Раджи Харистана, около миллиона лет назад. Гуру Ангад, второй Нанак, создал современный алфавит для этого языка. Панджаби – это региональный язык, на котором говорят в северо-западной Индии и в Пакистане, а Гурмукхи – это язык Гуру. Разбиение названия языка Санскрит в соответствии с правилами науки Наада дает «сан-са-э-крит» – то есть «универсальное выражение действий и творения». Его называют также языком Богов, поскольку через этот язык можно выразить все творение.

Частота использования звуков, создаваемых в разных областях рта, в том или ином языке отражается на характере носителя этого языка. Например, зубные звуки определяют состояние ума, настроение и поведение. Гортанные звуки, встречающиеся в арабском, французском и датском придают особые черты. Часто это бывают очень непростые люди, которые хотят казаться простыми и доступными.

Люди разных национальностей произносят некоторые гласные или согласные звуки с небольшими вариациями. Например, датчанин будет произносить согласные «С», «Т», «Н», «М» немного иначе, чем американец. Однако эти различия не влияют на эффект повторения мантры во время медитации. Когда вы входите в медитативное состояние, происходит автоматическая подстройка, и язык прикасается к активным точкам в правильной манере. Заметим, что воздействие языка используемого для медитации и в повседневной жизни различаются. Эффект медитации всегда один и тот же для любого человека. Тогда как воздействие обычного языка зависит от диалекта и даже различий в произношении внутри диалекта. Все эффекты проявляются на ментальном уровне.

В теле есть две полости. Одна – это «бидж гупха» или «полость семени», что относится к мужским и женским половым органам. Другая – «гьян гупха», «полость знания», и это относится к полости рта и языку в ней. Здесь мы занимаемся изучением «гьян гупха», где язык подобен мужскому половому органу, а небо – женскому. Верхнее небо отделяет полость рта от носовой полости и состоит из мягкой и твердой частей.

Твердое небо располагается непосредственно за верхними зубами, а мягкое – глубже внутри полости рта. На верхнем небе расположены 84 активные точки, связанные с энергетическими меридианами. На нижнем небе нет ни одной точки, используемой в Наад йоге [1, c. 99-100].

На верхнем небе есть 84 активные точки. 32 пары (64) точек находятся на твердом верхнем небе около основания каждого из зубов. Причем за каждым зубом находится четыре точки. Остальные 20 точек располагаются на мягком небе, образуя дугу. Точное положение точек различается от человека к человеку в зависимости от строения ротовой полости, однако общий план их расположения не меняется.

В итоге: есть две группы точек на верхнем небе, точки в каждой группе расположены по дуге. Одна дуга образована зубами, другая расположена на мягком верхнем небе. 64 точки в первой группе, в основании зубов, еще 20 – во второй на мягком небе. Всего – 84.

В стимуляции участвует весь язык, а не только его кончик. Активные точки рефлекторно связаны с гипоталамусом и с полушариями головного мозга. Гипоталамус состоит из двух долей, обозначаемых Т1 и Т2. Мы разделили активные точки на две группы по их расположению на небе. Оказывается, что точки в каждой из групп связаны с одной из долей гипоталамуса.

Прикосновение языка к активным точкам при произнесении звуков стимулирует различные части гипоталамуса, что в свою очередь стимулирует гипофиз и шишковидную железу. Секреция гипофиза и излучение шишковидной железы приводят к изменению химического состава мозга, результатом этого служит более сбалансированное состояние ума.

Ношение на верхнем небе каких-либо искусственных приспособлений (вставная челюсть, пластинки для коррекции положения зубов и т.д.) не препятствует стимуляции активных точек, поскольку они очень чувствительны.

В дополнение к своей роли в духовном процессе, описанной выше, гипоталамус управляет многими жизненно важными функциями в теле, включая следующие [4, c. 143]:

  1. температура тела
  2. водно-солевой баланс
  3. уровень глюкозы в крови
  4. запасание и метаболизм жира
  5. пищеварение
  6. стрессовые реакции.

Мантры для медитаций отражают основные виды движения энергии. Они соединяют человека с Космосом через Сахасрару (головная чакра), освобождают от болезней и зла. Мантры – это магия слова.

Рис. 5. Мантра-йога

Мантры – произносимые вслух либо про себя слова или фразы, которые являются объектами медитации. Зачастую эти мантры связаны с теми или иными буддийскими персонажами, чьи свойства можно в себе развивать, повторяя соответствующую мантру.

Прежде всего, люди, практикующие медитацию, знают суть мантры, что это и для чего. Они нужны для погружения в особое состояние покоя и расслабленности. Можно их использовать в эзотерическом смысле, но на самом деле медитация - самый обычный способ расслабиться и очистить свой ум. Исполнение мантр помогает мозгу настроиться на нужную волну. Звуковые вибрации помогают сознанию и телу расслабиться.

Также люди, хорошо знающие силу звука, могут сказать, что эти молитвы имеют для улучшения жизни большое значение. Если спросить их о том, мантры - что это и для чего, они ответят, что это звуковые вибрации, помогающие достичь процветания, здоровья, любви и чего угодно еще. Есть такая теория, что мантры помогают осуществлять желания, лечить болезни. Есть специальные мантры любви, исцеления или так называемые мантры здоровья.

Когда вы медитируете или просто сидите в удобном положении в одиночестве и повторяете один и тот же звук нараспев сотни раз, ваше сознание, ваш мозг концентрируются только на этом звуке и его воспроизведении. Таким образом, из головы уходят все мысли, остается только этот звук. И даже если не верить в эзотерические особенности этих древних молитв, то практическую их пользу оспорить нельзя. В период стресса, большого умственного напряжения полезно переключиться и отдохнуть. Но не у всех это получается. Современный человек привык отдыхать за монитором компьютера или перед телевизором. Но на самом деле такой отдых совершенно ничего не дает. Важно полностью расслабить тело и отпустить все мысли хотя бы на десять минут, тогда только будет эффект. И проще всего этого достичь с помощью прослушивания и чтения мантр. Можно включить запись с пением мантр и сначала мысленно, а потом и вслух повторять за исполнителем. Можно читать в тишине или под расслабляющую музыку самому.

Изучим, как правильно исполнять мантры. Во-первых, не стоит торопиться, лучше растягивать звуки, как бы их пропевать.

Во-вторых, лучше выучить текст мантры заранее.

В-третьих, нужно сосредоточиться только на мантре, на ее произнесении. Не пропускать в голову посторонние мысли. В первый раз это может показаться сложной задачей, но по мере практики это будет получаться лучше. К тому же, если часто использовать мантры, например, для расслабления, мозг сам уже свяжет эти два понятия. И услышав знакомый звук, рефлекторно будет успокаиваться и настраиваться на волну расслабленности.

В-четвертых, следует постоянно практиковать только одну-две мантры. Не нужно их каждый день менять. Так это вряд ли принесет ощутимую пользу. Для того чтобы определиться со «своей», нужно сначала изучить, какие бывают мантры, что это и для чего каждая из них предназначена, понять, для чего именно это нужно вам.

Мантру можно подобрать не только по ее назначению, но и по своему характеру. В индуизме мантры – это обращения к богам. А боги тоже имеют свои характеры. Поэтому даже для одних и тех же целей разным людям нужно выбирать разные звуковые композиции. Например, для интровертов ближе всего будет индуистский бог Шива, а, соответственно, и молитвы, обращенные к нему. К примеру, «Ом Намах Шивайя» – мантра для того, чтобы настроиться на волну спокойствия и расслабленности. Переводится она примерно как почтение или похвала богу Шиве. Для экстравертов больше подойдут мантры, посвященные Кришну. Например: «Ом Клим Кришная Говиндая Гопиджана Валлабхая Сваха». Если вы не можете определиться, к какому типу себя отнести, то также существуют и универсальные мантры. Например, ведическая «Ом Бхур Бхувах Сваха Тат Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхимахи Дхийо Йо Нах Прачодаят». Это мантра для здоровья, укрепления умственных способностей и для спокойствия. Ее называют мантрой Гаятри, и лучше всего читать ее на восходе солнца, обратившись к нему лицом [14, c. 86].

Опишем мантры, наиболее часто используемые в Кундалини Йоге.

D Hm G A D

ОН (Г) НАМО ГУРУ ДЭ(Й)В НАМО

Я взываю к тонкой божественной мудрости, божественному учителю внутри себя.

(АДИ МАНТРА) Открывающая пространство. Ади означает «первичный». Это древняя йогическая мантра, используется для настройки перед началом занятий Кундалини Йогой, создающая поток, позволяющая практикующему мгновенно связаться с божественным внутренним учителем.

Em Am D

АД ГУРЭЙ НАМЭ ДЖУГААД ГУРЭЙ НАМЭ

Em Am Em Em Hm Em

САТ ГУРЭЙ НАМЭ СИРИ ГУРУ ДЭ(Й)В –ЭЙ НАМЭ

Я преклоняюсь перед изначальной мудростью. Я преклоняюсь перед мудростью во все времена. Я преклоняюсь перед истиной мудростью. Я преклоняюсь перед великой незримой мудростью.

(МАНГАЛА ЧАРАН МАНТРА) Защитная мантра. Разгоняет сомнения и открывает нас свету, ведущему и оберегающему нас, окружая наше энергетическое поле своим защитным сиянием.

Dm C Dm Dm C Dm C

АДЕС ТИСЭ(Й) АДЭС АД АНИЛ АНАД АНАХАТ ДЖУГ ДЖУГ ЭКО ВЭС

Слава! Слава Ему одному! Он-Изначальный, Неописуемый, Вечный, Неразрушимый, Неизменный во все времена!

Dm C

МУНДА САНТОКХ ЩАРАМ ПАТ ДЖОЛИ ДХИАН КИ КАР-Е БИБХУТ

Dm

КХИНТХА КАЛ КУАРИ КА-И-А ДЖУГАТ ДАНДА ПАРТИ-И

B

А-И НА (Н)ТХИ САГАЛ ДЖАМАТИ МАН ДЖИТЭ ДЖАГ ДЖИ-И

C Dm

АДЕС ТИСЭ (Й) АДЭС АД АНИЛ АНАД АНАХАТ ДЖУГ ДЖУГ ЭКО ВЭС

О, йогин! Пусть Удовлетворенность служит тебе серьгами, труд – чашей для подаяний, а покрывало для медитаций – золой, что ты втираешь в тело. Память о смерти- лоскутным одеялом, чистое тело – путем, а вера посохом. Пусть братство всех людей будет твоей общиной. Победив свой ум, ты победишь весь мир. Слава! Слава Ему одному! Он-Изначальный, Неописуемый, Вечный, Неразрушимый, Неизменный во все времена! Пусть мудрость будет твоей пищей, сострадание прислугой, а звук, вибрирующий во всех сердцах, – рогом, в который ты трубишь. Пусть Владыка этого мира будет твоим господином. Стремление к богатству и сверхъестественным силам уводят от истинного пути. Соединение и разделение движут миром и каждый получает в соответствии с судьбой. От Великой Матери произошли три божества, управляющие миром. Один хранит, другой управляет, третий разрушает. Но все они повинуются воле Его и делают то, что Он прикажет. Он видит все, но даже эти трое не видят Его, и это – великое чудо.

(27-30 пори Джапджи) Указывает путь, устраняет препятствия, соединяет Вас с Богом. Растворяет враждебность.

Em D Em

АКХАН ДЖОР ЧУПЭ НЭХ (Э) ДЖОР ДЖОР НА МАНГАЛА ДЭН НА ДЖОР

Em D Em

ДЖОР НА ДЖИВАН МАРАН НЭХ (Э) ДЖОР ДЖОР НА РАДЖ МАЛ МАН ЩОР

Em G D A

ДЖОР НА СУРТИ ГИАН ВИЧАР ДЖОР НА ДЖУТТИ ЧХУТЭ САНСАР

Em G D A

ДЖИС ХАТ ДЖОР КАР ВЕКХЕ СО-Э НАНАК УТАМ НИЧ НА КО-Е

D A Em7

ХАРИ ХАРИ ВАХЕ ГУРУ ХАРИ ХАРИ ВАХЕ ГУРУ

G D

ХАРИ ХАРИ ВАХЕ ГУРУ ХАРИ ХАРИ ВАХЕ ГУРУ

Нет силы ни говорить, ни молчать. Нет силы ни просить, ни давать. Нет силы не жить, ни умереть. Нет силы, ни чтобы стяжать богатство или силу, ни чтобы успокоить расстроенный ум. Нет силы ни мыслить, ни осознавать. Нет силы найти путь к освобождению и покинуть этот мир.

Лишь в Его руке сила, Он творит и смотрит на свои творения. Нанак, все равны в его глазах, нет ни большего, ни меньшего.

Хар – Творческий аспект Бесконечности Бога, соединенный с Божественной Мудростью.(33 пори Джапжи) Разрушает эго и возвышает Вашу божественность. Устраняет негативность и нейтрализует деструктивную природу и предотвращает вред, который вы неосознанно можете нанести другим.

Создает баланс между Землей и Небом. Устраняет страхи, полученные от родителей.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}

Am Am

ЧАТТАР ЧАККАР ВАРТИ ЧАГГАР ЧАККА БХУГАТЕЙ

G Am G Am

СУЯМБ(Х)АВ СУБ(Х)АН(Г ) САРАБ ДЖУГТЭЙ

Am G

ДУКААЛАН(Г) ПРАНААСИ ДЭЙААЛАН(Г ) САРУПЭЙ

Dm G Am            

САДА АН(Г) САНГЭЙ АБ(Х)АГАН(Г) БИБ(Х)УТЭЙ

Ты есть Тот, кто заполняет собою четыре стороны света, в наслаждении ими играя. Ты сам себе свет, и един Ты со всеми. Несчастия Ты сокрушаешь, милости ты воплощенье. Вечно Ты в нас пребываешь. О вечный источник, даритель силы несокрушимой.

«Это мантра для сердечного центра, она напрямую даст ему энергию. Когда вы угасаете, и если вы знаете эту мантру и можете петь её, то она полностью вас восстановит « Йоги Бхаджанна сообщает человеку мужество и бесстрашие, если его авторитет находиться под угрозой. Дает саахиби – контроль над своим пространством – самообладание, чувство собственного достоинства и благодати. Избавляет от страха, беспокойства, депрессии и фобий, приносит победу.

{C}{C}{C}

(Am G) D G A

(ХАР ХАР) ГОБИНДЭЙ МУКАНДЭЙ УДААРЭЙ АПААРЭЙ ХАРИАН(Г)

D G A D

КАРИАН (Г) НИРНААМЭЙ АКААМЭЙ

Поддерживающий. Освобождающий. Просветляющий. Бесконечный. Разрушающий. Созидающий. Вне имени. Вне желаний.

(ГУРУ ГАЯНТРИ МАНТРА) Хар – один из аспектов Творческой Бесконечности Бога.

Настраивает ум на процветание и силу. Превращает страх в решимость, увеличивая резерв энергии Пупочного Центра. Дает силу для устранения ограничивающих кармических препятствий прошлого и достижения Вашей истинной цели. Очищает магнитное поле, позволяя легче расслабляться и входить в медитацию.

В йоге звука пение, повторение мантр – инструмент для настройки себя в унисон с этим состоянием. Человека можно представить, как музыкальный инструмент, божественный инструмент. Если прикоснуться к его струнам, все миллиарды клеток тела начинают вибрировать. Вибрации этих струн определяют нашу форму на всех уровнях: физическом, эмоциональном и ментальном. Вибрирующая струна принимает в зависимости от вида вибрации определенную форму. Если изменить вибрацию человеческих «струн» изменится и ваша форма и все ваши проекции в этом мире. И с вами будут происходит совершенно другие события. Представьте себе, что вы были кубом, а стали шаром, все ощущения движения и динамического взаимодействия с окружающим миром полностью изменятся.

В йоге звука есть 72 струны, которые называют также суры. Каждая из них является доминирующей в течение одного часа, а затем сменяется другой. Высшая чакра, тысячелепестковый лотос, воздействует на каждый из этих каналов, посылая волны мыслей. Таким образом, есть 72000 вибраций, распространяющихся в системе и определяющих ее форму и работу.

Основной струной в этом инструменте служит блуждающий нерв парасимпатической нервной системы. Он называется Ик Тара – одна струна, поскольку служит камертоном для настройки всех остальных струн. Когда в практике йоги звука активизируется центральный канал позвоночника, сушумна, а два вспомогательных канала – ида и пингала сбалансированы, вся система начинает вибрировать. Когда мы повторяем мантру, мы воспроизводим вибрации Бесконечного, которые вне времени и пространства. Мантра является выражением этих вибрации в слове. В начале мы делаем это сознательно и вслух, затем мысленно. Если ритм повторения правильный, и мы полностью сосредоточены, то повторение происходит само собой, а вы просто слушаете.

Это состояние, когда нервная система воспроизводит вибрации мантры без ваших сознательных усилий и есть состояние «Анахат». Пребывание в этом состоянии раскрывает интуицию и дает внутреннюю силу. Человек становится полностью открытым и способен делать то, что является его истинным предназначением в этом мире. В этом состоянии человек спокоен, сострадателен, правдив и оно приносит ему наслаждение.

Внутреннее безмолвие наступает, когда замолкает эго. Ум вибрирует молча в совершенной гармонии с бесконечным «я». Безмолвие наполнено вибрацией Анахат. Начните работать с какой-нибудь мантрой, например, Гур мантрой «Вахэ Гуру». По мере того, как вы будете повторять ее, работа нервной системы будет синхронизироваться. Это приводит к тому, что поток мыслей будет отражать ваше высшее «я». Затем эго успокаивается, и вибрация мантры проникает в каждую клетку вашего тела. Вы становитесь полностью открытым и пребываете в абсолютном покое, в безмолвии. В этом безмолвии вы можете чувствовать и слышать зов своей души и действовать в соответствии с ее волей [11, c. 105].

Когда в йоге звука вы достигаете совершенства, подобно музыканту, мастерски владеющему своим инструментом, вы сможете извлекать из нее радость, исцеление, сострадание или любое другое состояние. 

Изучение особенностей и путей повышения уровня психологической зрелости значимо именно для самой личности, так как определенные и правильно подобранные методики позволят в качественной степени повысить общий уровень психологической зрелости. Одной из подобных практик является практика йоги, которая концентрирует внимание личности на себе, учит определять движения собственной души, анализировать свое состояние и его изменения, а также регулировать отношение к различным аспектам жизни.

Наад-йога (нада-йога) – одна из составных частей лайя-йоги, практика сосредоточения на внутренних звуках для достижения состояния внутренней целостности и Единения со всеобщим. Нада – «психический звук, слышимый в голове во время медитации», это очень тонкие вибрации непроявленного, так называемого «беззвучного звука», являющиеся причиной всех последовательных проявлений тонких и грубых элементов Вселенной, таких как эфир, воздух, огонь, вода, земля. «Когда шакти в теле активируется и увеличивается, сознание становится настроенным на частоту, и тогда слышится определенный звук. Этот звук известен как нада».

Мантра ориентирована именно на духовный аспект. Асан или пранаям здесь нет, зато есть пение мантр. По сути, это схоже с чтением молитв. Развитие идёт с другой стороны: от разума к телу. Фокус: особое сочетание звуков мантры оказывает воздействие на энергетическое состояние и часто направлено на достижение конкретной цели, например на повышение концентрации или глубокое расслабление.

Список использованной литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 2016. – 236 с.
  2. Данилина М.В. Особенности Я – концепции практикующего восточные системы саморазвития в условиях российской культуры // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сб. научн. трудов. – М.: Аэтерна, 2012. – С. 70-73.
  3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта – Репринт. изд. – М.: Наука, 2013. – 431 с.
  4. Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. Путь к физическому и космическому сознанию. – М.: Здоровье, 2010. – 257 с.
  5. Йога / Пер. с санскрита В. Рудого, Е. Островской. – СПб.: Азбука – классика, 2002. – 576 с
  6. Корнеенков С.С. Психология йоги в работах Шри Ауробиндо // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2012. – №26. – С. 30-34.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание Личность. М.: Психологос, 2013. 427 с.
  8. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология: Материалы межгородской конференции. – С. 45-49.
  9. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 2012. – 325 с.
  10. Носова Н.С., Мокрушина Н.В. Нетрадиционные методики в процессе спортивной и оздоровительной деятельности // Вестник УрГУПС. – 2014. – №12. – С. 133-138.
  11. Олпорт Г.В. Становление личности. – М.: Союз, 2012. – 236 с.
  12. Рамамурти М. (Шри Брахмананда Сарасвати). Психология йоги: учебник. – М.: Здоровье, 2013. – 480 с.
  13. Реан А. Психология человека от рождения до смерти. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева», 2012. – 568 с.
  14. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: Наука, 2014. – 325 с.
  15. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 23-35.
  16. Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика и биоэнергетика. – М.: Здоровье, 2015. – 250 с.
  17. Ферштайн Г. Религиозные психопрактики в истории культуры. – Харьков: ХГАК, 2014. – 304 с.
Бесплатные практики онлайн
Подписаться на анонсы